Главная
Город: Москва

8 (495) 255 2040

с 09:00 до 21:00


 

Тренажерная подготовка

21 августа, ежедневно с 18 до 21:30 (Сиреневый бульвар, 4)

 

Защитное вождение

19 августа, с 10:00 (Сиреневый бульвар, 4)

 

Безопасная парковка

август (г.Дзержинский, 4км от МКАД)

 

Активная безопасность водителя

07 августа (г.Дзержинский, 4км от МКАД)

Помните, что перед автодромной практикой необходимо завершить курс Начальная контраварийная подготовка!!!

 

Рывковое руление

Если на скорости 60-90 км/час резким рывком повернуть рулевое колесо даже на небольшой угол, автомобиль как норовистая лошадь "взбрыкнет" задними колесами или поскользнется передними. Но это не все. Вернуть автомобиль к прямолинейному движению окажется большой проблемой из-за ответной реакции передней подвески и деформированных шин. Особенно опасны ритмичные экстренные маневры вправо-влево или наоборот, например при экстренном объезде препятствий. Возникающий при этом резонанс боковых колебаний приводит к ритмическому заносу задней оси и часто заканчивается неуправляемым вращением автомобиля. Грубые и неумелые действия водителя могут перевести автомобиль в боковое скольжение, и если снаружи имеется упор или яма, а автомобиль имеет высокий центр тяжести (например вальяжный джип) и высокопрофильные покрышки, то такая ситуация развивается как снежный ком и заканчивается скольжением на крыше.  

Однако, несмотря на, казалось бы, неуместные рывковые действия, эти приемы имеют право на жизнь во многих критических ситуациях. Среди многих ситуаций следует отметить четыре основных, где  применяется рывковое скоростное руление: при выравнивании передних колес после поворота или разворота автомобиля в дефиците времени, при реакции на занос задней оси разной амплитуды, при стабилизации автомобиля во время вращения и при преодолении неровностей способом "боковая разгрузка колес".

Быстрое выравнивание колес. Представьте себе ситуацию, когда автомобиль стоит у разорванной осевой линии и готовится к развороту (колеса повернуты на максимальный угол, включена первая передача). Но…, как Вы понимаете, в той стране, где мы живем, вряд ли найдется много желающих из проходящего слева потока остановиться и пропустить Вас. Поэтому приходится выполнить этот маневр , когда все встречные освободят Вам полосу для разворота, либо дождавшись небольшого разрыва между автомобилями быстро развернуться.

Некоторые водители начав маневр отпускают руль и автомобиль самовыравнивается. Часто такой способ перебрасывает автомобиль в следующий ряд и приводит к ДТП.

Оптимальные способы выравнивания должны исключить такие эволюции, т.е. самороспуск руля должен быть исключен из практики, а тем кто пользуется таким приемом следует рекомендовать серьезно заняться скоростью руления.

 

Оптимальны три приема:

1. Быстрое или сверхбыстрое (если маневр проводится при дефиците времени и педаль газа нажата) руление двумя руками поочередно с перехватами на боковом секторе рулевого колеса. Это не просто быстрое руление, а "сдерживающее" и контролирующее возврат колес в положение "прямо".

2. Выравнивание одной (левой) рукой с перекатом кисти в нижнем секторе рулевого колеса.

3. Выравнивание с подтормаживанием возврата. Например правая рука сопровождает руль по кругу вправо, а левая в точке 9 (по циферблату часов) подтормаживает раскручивающийся руль. Особенность такого приема заключается в том, что правая рука в точке 9 проскальзывает под ладонью левой, которая в этот момент чуть отходит от обода руля.

 

Рывковая реакция на занос.  Хотя все учебные пособия и многие специалисты рекомендуют повернуть руль в сторону заноса, нигде не сказано с какой скоростью нужно это сделать, чтобы вернуть себе потерянную устойчивость. Чаще всего компенсировать допущенную ошибку (занос автомобиля) нужно молниеносной реакцией на занос, в которой участвуют обе руки. Притом "главной" рукой становится та, в сторону которой направлено движение. Главенство руки связано с тем, что мышцы сгибатели у любого водителя (те, которые тянут руль вниз) сильнее мышц разгибателей (те, которые тянут руль в сторону).

Технология компенсирующих занос действий водителя зависит от угла заноса, его направленности и возможности погасить поперечное раскачивание задней оси.

 

Реакция на занос малой амплитуды.

Выполняется рывком и выравниванием двух рук без перехвата. Чем позже начато действие, тем большая скорость рук нужна для стабилизации автомобиля. Если занос удалось спрогнозировать, то реакция выполняется с опережением и, естественно, с меньшей скоростью. Для создания мощного рывкового усилия желателен полный обхват обода пальцами, в котором участвует и большой палец кисти.

 

Реакция на глубокий занос

Термином глубокий занос характеризуется отклонение задней оси на угол 30о-45о. Для стабилизации автомобиля требуется поворот рулевого колеса на значительный угол. Если не делать перехвата рук и попытаться стабилизировать автомобиль одномоментным движением, то возникает крайне опасная ситуация, при которой руки скрещиваются в нижнем секторе рулевого колеса (!). Такого положения нельзя допустить, т.к. такое скрещивание полностью блокирует дальнейший (если это необходимо) поворот руля и прекращает активную фазу борьбы за стабилизацию автомобиля.

Преодолеть глубокий занос можно с помощью комбинированных действий руками. В начале, как при заносе малой амплитуды, выполняется мощный рывок двумя руками, а затем доворот рулевого колеса до нужного угла. Затем руль возвращается в исходное положение.

Представленная модель действий не единственная, но все другие имеют более сложную координацию действий и требуют длительной отработки автоматизированного навыка.

 

Реакция на критический занос

Возникновение критического заноса связано с грубыми ошибками в управлении, когда на начало заноса водитель реагирует с опозданием. Критичность угла связана во первых с конструктивными особенностями автомобиля (предельной амплитудой поворота колес), а во-вторых с критической фазой устойчивости, после которой начинается вращение автомобиля.

Технология стабилизации – поворот управляемых колес на максимальный угол попеременно двумя руками при их скрещивании на боковом секторе рулевого колеса.

Другим способом стабилизации является скоростное руление одной рукой с перекатом кисти в нижнем секторе.

Существуют также две технологии комбинированного руления:

- первый оборот рулевого колеса выполняется одной рукой (той в сторону которой выполняется вращение руля), а затем доворот и выравнивание производится двумя руками;

- скоростное руление одной рукой с "подкрутом" основной (в сторону которой направлено движение) в тот момент, когда вспомогательная рука выполняет "перехват" в нижнем секторе.

 

Реакция на ритмичный занос

В основе критической ситуации ритмического заноса лежит явление "динамический хлыст", когда поперечному раскачиванию задней оси автомобиля сопутствует резонанс, из-за чего амплитуда заноса увеличивается.

Причиной ритмического заноса является запаздывающая реакция водителя и низкая скорость руления.

Преодолеть ситуацию можн6о серией противонаправленных рывков рулевого колеса без смены хвата (при малых углах заноса) или со сменой хватов и круговом рулении.

Особенностью таких экстремальных действий является проявление предельных (!) скоростных возможностей человека, устранение временных пауз и остановок руля, достижение в последующих действиях опережения (!) раскачивания автомобиля и уменьшения его амплитуды.

Технология руления связана с мощными рывковыми действиями либо двумя руками без перехвата, либо двумя руками с перехватами на боковом секторе рулевого колеса, либо поочередными рывками одной рукой (правой – вправо, левой – влево).

Особое место в мастерстве водителя занимают активная безопасность при произвольном (преднамеренном) и непроизвольном (спонтанном) вращении автомобиля.

 

Скоростной разворот передним ходом с вращением автомобиля на 180о вокруг передней оси.

Этот прием, относящийся к разделу экстремального управления связан с плавным поворотом руля в начальной фазе вращения, блокировкой задних колес стояночным тормозом в основной фазе и рывковым выравниванием колес в заключительной.

 

Скоростной разворот задним ходом ("полицейский разворот") с вращением автомобиля на 180о вокруг задней оси. 

В технологии выполнения этого приема лежат два рывковых действия рулем в начальной и заключительной части.

Вначале, после интенсивного разгона, выполняется резкий поворот рулевого колеса с максимальной амплитудой (до упора), а затем после вращения автомобиля на угол 90о, выполняется рывковой выравнивание колес в положение прямо. Это действие замедляет вращение после разворота торможением скользящих передних колес. Сложность заключительной фазы состоит в том, что водитель теряет связь с передними колесами из-за их бокового скольжения и вынужден ориентироваться только на свою интуицию и мышечное чувство (запоминание руками угла поворота колес).

 

Стабилизация автомобиля при непроизвольном вращении на 360о передним ходом.

Этот элемент высшего водительского мастерства пришедший к нам из формулы 1 спасает не только спортсменов, но и обычных водителей попавших в ситуацию вращения на дороге. Он позволяет избежать неуправляемого бокового скольжения с выносом автомобиля на полосу встречного движения или на обочину, где чаще всего происходит опрокидывание автомобиля. Задача - использовать вращение как способ торможения автомобиля.

Поводом для вращения может послужить грубая ошибка водителя вызвавшая ритмичный или закритический занос автомобиля.

Стабилизация (выравнивание автомобиля) выполняется, по аналогии с полицейским разворотом, резким переводом колес из одного в другое крайнее положение после разворота на 180о а затем быстрое их выравнивание в "положение прямо".

Резкие, короткие по времени и амплитуде поворота колес рывки руками позволяют создать мгновенный эффект боковой разгрузки колес для преодоления неровностей (яма, бугор, открытый колодец и др.).

 

Боковая разгрузка колес

Избежать сильного удара при проезде открытого колодца или глубокой ямы можно коротким "огибающим" маневром, разгрузив таким образом одно или два колеса.

Технология выполнения включает в себя резкий рывок двумя руками в сторону ямы и мгновенное выравнивание колес. Психологическая трудность заключается в том, что надо заставить себя повернуть автомобиль на неровность, что противоречит обычным действиям.

Профессионально подготовленный водитель способен преодолевать участок разбитой дороги, выполняя серию разгрузочных действий в обе стороны. Чем выше скорость автомобиля, тем меньше амплитуда движений руля нужна для того, чтобы "шагать" через неровности.