Главная
Город: Москва

8 (495) 255 2040

с 09:00 до 21:00


 

Тренажерная подготовка

21 августа, ежедневно с 18 до 21:30 (Сиреневый бульвар, 4)

 

Защитное вождение

19 августа, с 10:00 (Сиреневый бульвар, 4)

 

Безопасная парковка

август (г.Дзержинский, 4км от МКАД)

 

Активная безопасность водителя

07 августа (г.Дзержинский, 4км от МКАД)

Помните, что перед автодромной практикой необходимо завершить курс Начальная контраварийная подготовка!!!

 

Колдобины - выбоины

Чего-чего, а плохих дорог в России всегда хватало. Достаточно поехать летним днем на дачу, свернуть с шоссе на проселок, чтобы из глубин памяти всплыли, казалось бы, давно уто­нувшие запасы ненормативной лексики. Тем не менее, автоспортсмены умеют ездить и по кол­добинам и по выбоинам. И ездить быстро. Кое-что, достойное массового применения, я и рас­крою вам.

Быстрая езда по плохим дорогам, прежде всего, опасна поломкой машины. Поэтому, гоняя по неровностям, надо ощущать допустимую грань. Сильные удары, при которых ваша подве­ска "пробивается", бесследно для автомобиля не проходят.

Поэтому всегда обращайте внимание на тех­ническое состояние вашей машины. Профессио­нал свою машину всю слышит насквозь. Вон там у него чего-то гремит. Второй год уже гремит. А там что-то жужжит. Второй месяц жужжит. И он знает точно, что гремит, а что жужжит. И не обра­щает на это внимание. Но если профессионал слышит какой-то новый стук - он уже ехать не мо­жет: он перероет всю машину, но дознается, что же там все-таки стучит. Неплохо бы и рядовому автолюбителю перенять эту привычку. Меньше проблем будет на дороге.

Как сохранить свой автомобиль и себя с близ­кими на плохой проселочной дороге?

Когда мы едем с вами по гнусной дороге, то первый крите­рий, который мы должны определить - это ско­рость движения. Если ехать можно на очень мед­ленной скорости, то тогда рекомендации про­стые: лучше ехать, когда тяга постоянная. И авто­мобиль сам переползает, перекатывается через все эти ямки и бугорки. Здесь очень важна вы­сота колес. Чем выше колесо - тем ехать будет проще. В этом плане "джипы" имеют преимущество перед "Окой". Высокое колесо и высокая покрышка смягчают все удары о не­ровности дороги.

Но бывает, когда вы едете с не­сколько превышенной скоростью для данного покрытия. Например, ехали себе, ехали по ровной до­роге, "придавили", что называет­ся, и вдруг оказываетесь на неров­ностях, которые вы попросту не успели спрогнозировать. Вот тут рекомендации сложнее.

Первая ошибка, которую мно­гие допускают, - это тут же нажать на тормоз. Надо всегда помнить, что как только вы начали тормо­жение, передние пружины под­вески сжимаются. Если торможение интенсивное, то на передних колесах оказывается до 60 процентов всего веса маши­ны. Пружины и амортизаторы не работают, по­скольку они загружены. И вы не можете смягчить все удары. Это создаст сейчас или потом проб­лемы, особенно, если удары пришлись на повер­нутые колеса. Если бы поворачиваете вправо, левые колеса при этом попадают в яму, считайте. что вы их просто травмируете.

Поэтому первое, что вы должны сделать, ока­завшись внезапно на неровностях - отказаться от торможения. И дать пружинам и амортизаторам работать по полной программе. Второе - исполь­зовать систему "газ-тормоз". Причем в этом тан­деме главное - газ. Предположим, левое переднее колесо опускается в яму - поднимите ему пружину - нажмите на газ чтобы смягчить удар. Да одно­временно поверните руль чуть влево - нагрузите правое переднее колесо, а левое переднее - раз­грузите. И так далее, используя газ и тормоз, раз­гружайте упругие элементы подвески тех колее, которые вынуждены получать удары о неровности дороги. Газ - и вес на задних колесах, тормоз - и вес на передних. При сочетании этих действий с поворотом руля, вы всегда сможете облегчить участь колеса, подвергшегося атаке дороги.

Для быстрого движения по неровностям необ­ходима достаточная тяга двигателя. Если вы не­пременно хотите ехать быстро по колдобинам и выбоинам, следите, чтобы на! тахометре вашего автомобиля (не на спидометре) стрелка была бы где-то на 2-4 тысячах оборотов . В этом случае педаль газа становится удивительно функциональной и автомобиль начинает вести себя как горячий скакун, реагируя на каждое движение вашей правой ноги.

Предположим, вы влетели на участок плохой дороги со скоростью 100 км/час, а тя­ги никакой нет). Так возьмите и сразу переключи­те на пониженную в любом случае, когда вы еде­те по неровностям, надо ехать на пониженных передачах.

Поговорим о конкретных препятствиях.

Если яма небольшая, то вы резко нажимаете педаль газа чтобы растянуть переднюю подвеску, и ко­лесо легко перескочит ее. Если яма очень глубо­кая, можно перед препятствием резко нажать на педаль тормоза в тотчас его отпустить (лучше. конечно, левой ногой), а газ не сбрасывать. Ма­шина быстро сожмет передние пружины, потом пружины быстро поднимут переднюю подвеску вверх, практически подбросят ее, и вы передним мостом просто перелетаете через яму.

Ну, а задние колеса? Поднять их в воздух, как передние - невозможно. Но смягчить их участь вам по силам. Как только передние колеса яму перелетели, надо резко отпустить педаль газа. В таком случае, возникнет тормозящий момент на ведущих колесах - передних или задних (смотря какие колеса у вас ведущие) - вес машины час­тично сместится на переднюю ось, разгружая соответственно заднюю подвеску, и удар о край ямы не будет столь силен и разрушителен для автомобиля.

Надо с большой осторожностью относиться к буграм. Первая рекомендация - перед бугром обязательно тормоз отпустить. Почему - вы уже знаете: разгрузить переднюю подвеску. Второе -если бугор достаточно крутой, то действия ваши напоминают перескок большой ямы, с той разни­цей, что обратную реакцию подвески надо вы­звать более сильную: нажали на тормоз перед самым бугром - дожали и отпустили, то есть вы­звали так называемый "клевок", и за счет резко­го распрямления упругих элементов передней подвески колесо легко взлетает на бугор.

Если вы вынуждены ехать через серию канав и бугров, то пересекать их следует не по пря­мой, а под углом. Чем меньше угол прохождения. тем лучше. Ваш автомобиль переваливается, как утка. то на одни колеса, то на другие, подвеска работает попеременно, то распрямляясь, то сжимаясь, что опять-таки способствует сохране­нию в целости вашей машины. И если вы видите, что перед вами какой-нибудь дед на стареньком "москвиче" виляет по неровной дороге то впра­во, то влево, то опять вправо, - то он не злобству­ет, не желая вас пропускать вперед. Просто он опытный водитель и "крестит дорогу", жалея свой старенький автомобильчик и желая доб­раться до своего огорода, до любимой бабки и сытного ужина без проблем с техникой.

Теперь - грязь. Преодолеть очень грязный подъем можно только по инерции. Если на подъ­еме скорость окажется недостаточной, и придет­ся нажать на газ, то и не ходите к гадалке - вы обязательно забуксуете. Автомобиль надо разо­гнать до подъема! Вы спросите: "А как его разго­нять, там яма на яме?..". А у вас нет другого вы­хода: либо разгоняться на колдобинах и выбои­нах до скорости, которая поможет преодолеть подъем, либо сидеть по уши в этой грязи, дожи­даясь помощи или же поддомкрачивать засев­ший мост и подкладывать под колеса всяческие твердые предметы.

Ни в коем случае не допускайте пробуксовки. Надо ехать в этот треклятый подъем и все время цепляться за грунт сбросом газа. Но для этого ход в начале подъема должен быть очень прилич­ный. И переключить передачу на понижающую надо до входа на грязный подъем.

Перед вами лужи. Лужи всегда опасны. Пото­му что, если дорога закрыта водой, вы не можете знать - то ли там маленькое углубление, то ли яма до центра Земли. Поэтому лучше посмот­реть на те следы, которые уже есть рядом с этой лужей. Кто-то вляпался и выбирался. А кто-то на­шел удачную траекторию и проехал сразу. Поэто­му лужи, если есть такая возможность, лучше объезжать.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда на скоро­сти под одним из колес оказывается глубокая яма, а под другим - достаточно ровная доро­га. Это колесо надо поднять. В самый последний момент, когда вы ничего другого не успеваете сделать, надо просто повернуть руль в сторону колеса, находящегося на траектории движения к яме. Таким образом, вес частично уйдет на то ко­лесо, которое на относительно ровной дороге, а колесо, вынужденное скакать через яму, окажет­ся разгруженным, и подвеске будет легче справ­ляться с неровностью.

Колея.

 

 

Поговорим о сравнительно неглубокой колее, по которой можно ехать, но в которую вы попадаете с гладкой дороги на скорости. В этом случае она представляет опасность. Обычно она шире, чем колеса вашего автомобиля. И вас ожи­дают две критические ситуации. Первая - из ко­леи могут выскочить передние колеса. Вторая -могут выскочить задние. В любом случае автомо­биль пойдет боком, Если вы при этом еще и рез­ко затормозите, то машина может расклиниться в двух колеях и опрокинуться.

Тормозить, если передние или задние колеса выскочили за колею, нельзя. Надо только умень­шить обороты и таким образом подтормаживать двигателем. А потом уже, когда ситуация стаби­лизируется, попытаться въехать обратно в ко­лею.

Часто даже полноприводные джипы попада­ют в такую ситуацию: передние колеса выскочи­ли из колеи, повернуты до упора, все колеса гре­бут, а автомобиль как шел прямо, так и идет. Что предпринять? Нужно воспользоваться реакцией колеи. Нужно удариться о край колеи, воспользо­ваться моментом отбоя и тут, чуть уменьшив тягу, попытаться вырваться из объятий колеи.

Чтобы в колее ехать быстро и не иметь проб­лем, нужно все время касаться края колеи либо внутренней, либо наружной частью колеса. При­жим этот должен быть нежный, тонкий. Тогда ав­томобиль перестает рыскать по колее, и вы мо­жете увеличить скорость.

Перед поворотом колеи нужно заранее пога­сить скорость. Если вы не успеете это сделать, сила инерции массы автомобиля выбросит вас из колеи.

Заболоченные участки.

По технике преодо­ления напоминает преодоление грязных подъе­мов. Главное - чтобы автомобиль имел инерцию. Останавливаться ни в коем случае нельзя. Про­буксовки должно быть минимум.

Как выполнять разгон на заболоченном участ­ке дороги? Надо делать, так называемый, разгон "на сброс газа". Вы нажимаете на газ, и колеса начинают немножко подбуксовывать. Но скоро­сти автомобиль не прибавляет. Тут резко отпус­тите педаль газа, и когда обороты немножко упа­дут колеса зацепятся, и в этот момент, когда ко­леса - вы почувствовали - зацепились, дайте опять порцию газа... И так несколько раз.

На жидкой грязи разгоняться надо, как на льду. Нажали чуть-чуть на газ. Пошло чуть вперед. Ес­ли нажмете много - будет пробуксовка, машина остановится. Чуть сбросьте газ. почувствовали, что автомобиль цепляется за дорогу, - чуть до­бавьте. Если автомобиль на малом газу разгоня­ется - не прибавляйте газа. Многие совершают ошибку: когда автомобиль останавливается и не хочет ехать - рефлекторно нажимается педаль газа. После чего колеса совершают пробуксовку, и поступательное движение прекращается. И все - вы в грязи по уши и по брюхо.

Теперь как выехать из ямы. Когда опытный водитель, скажем, гонщик, попадает туда, откуда так сразу не выехать, он начинает раскачивать машину: отпустил сцепление, выжал - и так не­сколько раз. Тут важно уловить момент, когда об­ ратного движения массы машины окажется дос­таточно, чтобы выехать из ямы. Но хороший во­дитель не только ощущает обратную инерцию машины, но еще чувствует, как она раскачивает­ся: с задней оси на переднюю и наоборот. И вот тут важно знать, какие колеса у вас ведущие. Ес­ли задние - то надо повторно отпустить сцепле­ние тогда, когда вес машины сядет на задние ко­леса. Если же автомобиль ваш переднеприводной - тогда, когда загруженной окажется перед­няя ось.

Песок по технике прохождения напоминает снежную целину. Разгон - на сброс газа. Самое главное - набрать ход и поддерживать движение. Здесь надо помнить о воднолыжнике, который, пока имеет ход, - стоит на волне, а когда ход те­ряет - погружается в воду. Нельзя совсем бро­сить газ - утонете, и нельзя дать слишком силь­ный газ - утонете. Надо выбрать некий компро­мисс. Если песок ожидает вас после хорошей до­роги, то заранее переключитесь на пониженную передачу. На песке важно иметь тягу.

Брод.

На переднем приводе не бросайся в ре­ку - утонешь. Двигатель, как правило, поперек капота, все четыре свечи перед вами, электрони­ка мощная - все зальет, и кукуй потом. В этом от­ношении классический автомобиль, когда двига­тель стоит вдоль капота, предпочтительнее, по­скольку не все свечи сразу оказываются в воде, распределитель стоит высоко, а электроники нет вообще.

Специалисты глубоких бродов, если вода вы­ше колес вашего автомобиля, советуют преодо­левать его ...задом наперед. В таком случае ваш автомобиль уподобится глиссеру: за автомоби­лем образуется воронка, и он несколько подни­мает над водой ту часть, которой движется впе­ред. Бывает, что и стекло уже под водой, а авто­мобиль идет. Единственное, нужно газ держать побольше, чтобы вода в глушитель не зашла.

Полезно перед пересечением речки выйти, за­катать брюки и походить по броду пешком. Луч­ше поймешь, что же будет под колесами. Пройти лучше по траектории движения каждого колеса, посмотреть, какая там глубина. И главное, чтобы в подводной части дороги не было поворота. Брод все же лучше преодолевать прямо. Ехать по броду надо на постоянной тяге и с постоянной скоростью.

Владельцам переднеприводных "восьмерок" и "девяток" полезно приобрести жидкость WD-40. Ею нужно обрызгать все провода, чтобы они не замыкались водой при прохождении бродов. Но можно обойтись и без нее. Одна девушка брала обычную резиновую перчатку, в которой обычно мыла посуду, и надевала ее на распределитель. Помогало! Другая дама использовала в качестве названной выше специальной жидкости лак для волос... Наверное, и лак для ногтей тоже подой­дет. Нет, подручные средства - это все-таки от­дельная тема для разговора!