Главная
Город: Москва

8 (495) 255 2040

с 09:00 до 21:00


Тренажерная подготовка

18 декабря, ежедневно с 18 до 21:30 (Сиреневый бульвар, 4)

 

Защитное вождение

23 декабря, с 10:00 (Сиреневый бульвар, 4)

 

Управление автомобилем в критических ситуациях

18 декабря

с 17 до 20

с 20  до 23

 

2 января

с 17 до 20 

с 20  до 23

 

9 января

с 17 до 20 

 

16 января

с 08 до 11

с 11 до 14

 

23 января

с 20  до 23

(г.Дзержинский, 4км от МКАД)

 

Помните, что перед автодромной практикой необходимо завершить курс Начальная контраварийная подготовка!!!

 

Колдобины - выбоины

Чего-чего, а плохих дорог в России всегда хватало. Достаточно поехать летним днем на дачу, свернуть с шоссе на проселок, чтобы из глубин памяти всплыли, казалось бы, давно уто­нувшие запасы ненормативной лексики. Тем не менее, автоспортсмены умеют ездить и по кол­добинам и по выбоинам. И ездить быстро. Кое-что, достойное массового применения, я и рас­крою вам.

Быстрая езда по плохим дорогам, прежде всего, опасна поломкой машины. Поэтому, гоняя по неровностям, надо ощущать допустимую грань. Сильные удары, при которых ваша подве­ска "пробивается", бесследно для автомобиля не проходят.

Поэтому всегда обращайте внимание на тех­ническое состояние вашей машины. Профессио­нал свою машину всю слышит насквозь. Вон там у него чего-то гремит. Второй год уже гремит. А там что-то жужжит. Второй месяц жужжит. И он знает точно, что гремит, а что жужжит. И не обра­щает на это внимание. Но если профессионал слышит какой-то новый стук - он уже ехать не мо­жет: он перероет всю машину, но дознается, что же там все-таки стучит. Неплохо бы и рядовому автолюбителю перенять эту привычку. Меньше проблем будет на дороге.

Как сохранить свой автомобиль и себя с близ­кими на плохой проселочной дороге?

Когда мы едем с вами по гнусной дороге, то первый крите­рий, который мы должны определить - это ско­рость движения. Если ехать можно на очень мед­ленной скорости, то тогда рекомендации про­стые: лучше ехать, когда тяга постоянная. И авто­мобиль сам переползает, перекатывается через все эти ямки и бугорки. Здесь очень важна вы­сота колес. Чем выше колесо - тем ехать будет проще. В этом плане "джипы" имеют преимущество перед "Окой". Высокое колесо и высокая покрышка смягчают все удары о не­ровности дороги.

Но бывает, когда вы едете с не­сколько превышенной скоростью для данного покрытия. Например, ехали себе, ехали по ровной до­роге, "придавили", что называет­ся, и вдруг оказываетесь на неров­ностях, которые вы попросту не успели спрогнозировать. Вот тут рекомендации сложнее.

Первая ошибка, которую мно­гие допускают, - это тут же нажать на тормоз. Надо всегда помнить, что как только вы начали тормо­жение, передние пружины под­вески сжимаются. Если торможение интенсивное, то на передних колесах оказывается до 60 процентов всего веса маши­ны. Пружины и амортизаторы не работают, по­скольку они загружены. И вы не можете смягчить все удары. Это создаст сейчас или потом проб­лемы, особенно, если удары пришлись на повер­нутые колеса. Если бы поворачиваете вправо, левые колеса при этом попадают в яму, считайте. что вы их просто травмируете.

Поэтому первое, что вы должны сделать, ока­завшись внезапно на неровностях - отказаться от торможения. И дать пружинам и амортизаторам работать по полной программе. Второе - исполь­зовать систему "газ-тормоз". Причем в этом тан­деме главное - газ. Предположим, левое переднее колесо опускается в яму - поднимите ему пружину - нажмите на газ чтобы смягчить удар. Да одно­временно поверните руль чуть влево - нагрузите правое переднее колесо, а левое переднее - раз­грузите. И так далее, используя газ и тормоз, раз­гружайте упругие элементы подвески тех колее, которые вынуждены получать удары о неровности дороги. Газ - и вес на задних колесах, тормоз - и вес на передних. При сочетании этих действий с поворотом руля, вы всегда сможете облегчить участь колеса, подвергшегося атаке дороги.

Для быстрого движения по неровностям необ­ходима достаточная тяга двигателя. Если вы не­пременно хотите ехать быстро по колдобинам и выбоинам, следите, чтобы на! тахометре вашего автомобиля (не на спидометре) стрелка была бы где-то на 2-4 тысячах оборотов . В этом случае педаль газа становится удивительно функциональной и автомобиль начинает вести себя как горячий скакун, реагируя на каждое движение вашей правой ноги.

Предположим, вы влетели на участок плохой дороги со скоростью 100 км/час, а тя­ги никакой нет). Так возьмите и сразу переключи­те на пониженную в любом случае, когда вы еде­те по неровностям, надо ехать на пониженных передачах.

Поговорим о конкретных препятствиях.

Если яма небольшая, то вы резко нажимаете педаль газа чтобы растянуть переднюю подвеску, и ко­лесо легко перескочит ее. Если яма очень глубо­кая, можно перед препятствием резко нажать на педаль тормоза в тотчас его отпустить (лучше. конечно, левой ногой), а газ не сбрасывать. Ма­шина быстро сожмет передние пружины, потом пружины быстро поднимут переднюю подвеску вверх, практически подбросят ее, и вы передним мостом просто перелетаете через яму.

Ну, а задние колеса? Поднять их в воздух, как передние - невозможно. Но смягчить их участь вам по силам. Как только передние колеса яму перелетели, надо резко отпустить педаль газа. В таком случае, возникнет тормозящий момент на ведущих колесах - передних или задних (смотря какие колеса у вас ведущие) - вес машины час­тично сместится на переднюю ось, разгружая соответственно заднюю подвеску, и удар о край ямы не будет столь силен и разрушителен для автомобиля.

Надо с большой осторожностью относиться к буграм. Первая рекомендация - перед бугром обязательно тормоз отпустить. Почему - вы уже знаете: разгрузить переднюю подвеску. Второе -если бугор достаточно крутой, то действия ваши напоминают перескок большой ямы, с той разни­цей, что обратную реакцию подвески надо вы­звать более сильную: нажали на тормоз перед самым бугром - дожали и отпустили, то есть вы­звали так называемый "клевок", и за счет резко­го распрямления упругих элементов передней подвески колесо легко взлетает на бугор.

Если вы вынуждены ехать через серию канав и бугров, то пересекать их следует не по пря­мой, а под углом. Чем меньше угол прохождения. тем лучше. Ваш автомобиль переваливается, как утка. то на одни колеса, то на другие, подвеска работает попеременно, то распрямляясь, то сжимаясь, что опять-таки способствует сохране­нию в целости вашей машины. И если вы видите, что перед вами какой-нибудь дед на стареньком "москвиче" виляет по неровной дороге то впра­во, то влево, то опять вправо, - то он не злобству­ет, не желая вас пропускать вперед. Просто он опытный водитель и "крестит дорогу", жалея свой старенький автомобильчик и желая доб­раться до своего огорода, до любимой бабки и сытного ужина без проблем с техникой.

Теперь - грязь. Преодолеть очень грязный подъем можно только по инерции. Если на подъ­еме скорость окажется недостаточной, и придет­ся нажать на газ, то и не ходите к гадалке - вы обязательно забуксуете. Автомобиль надо разо­гнать до подъема! Вы спросите: "А как его разго­нять, там яма на яме?..". А у вас нет другого вы­хода: либо разгоняться на колдобинах и выбои­нах до скорости, которая поможет преодолеть подъем, либо сидеть по уши в этой грязи, дожи­даясь помощи или же поддомкрачивать засев­ший мост и подкладывать под колеса всяческие твердые предметы.

Ни в коем случае не допускайте пробуксовки. Надо ехать в этот треклятый подъем и все время цепляться за грунт сбросом газа. Но для этого ход в начале подъема должен быть очень прилич­ный. И переключить передачу на понижающую надо до входа на грязный подъем.

Перед вами лужи. Лужи всегда опасны. Пото­му что, если дорога закрыта водой, вы не можете знать - то ли там маленькое углубление, то ли яма до центра Земли. Поэтому лучше посмот­реть на те следы, которые уже есть рядом с этой лужей. Кто-то вляпался и выбирался. А кто-то на­шел удачную траекторию и проехал сразу. Поэто­му лужи, если есть такая возможность, лучше объезжать.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда на скоро­сти под одним из колес оказывается глубокая яма, а под другим - достаточно ровная доро­га. Это колесо надо поднять. В самый последний момент, когда вы ничего другого не успеваете сделать, надо просто повернуть руль в сторону колеса, находящегося на траектории движения к яме. Таким образом, вес частично уйдет на то ко­лесо, которое на относительно ровной дороге, а колесо, вынужденное скакать через яму, окажет­ся разгруженным, и подвеске будет легче справ­ляться с неровностью.

Колея.

 

 

Поговорим о сравнительно неглубокой колее, по которой можно ехать, но в которую вы попадаете с гладкой дороги на скорости. В этом случае она представляет опасность. Обычно она шире, чем колеса вашего автомобиля. И вас ожи­дают две критические ситуации. Первая - из ко­леи могут выскочить передние колеса. Вторая -могут выскочить задние. В любом случае автомо­биль пойдет боком, Если вы при этом еще и рез­ко затормозите, то машина может расклиниться в двух колеях и опрокинуться.

Тормозить, если передние или задние колеса выскочили за колею, нельзя. Надо только умень­шить обороты и таким образом подтормаживать двигателем. А потом уже, когда ситуация стаби­лизируется, попытаться въехать обратно в ко­лею.

Часто даже полноприводные джипы попада­ют в такую ситуацию: передние колеса выскочи­ли из колеи, повернуты до упора, все колеса гре­бут, а автомобиль как шел прямо, так и идет. Что предпринять? Нужно воспользоваться реакцией колеи. Нужно удариться о край колеи, воспользо­ваться моментом отбоя и тут, чуть уменьшив тягу, попытаться вырваться из объятий колеи.

Чтобы в колее ехать быстро и не иметь проб­лем, нужно все время касаться края колеи либо внутренней, либо наружной частью колеса. При­жим этот должен быть нежный, тонкий. Тогда ав­томобиль перестает рыскать по колее, и вы мо­жете увеличить скорость.

Перед поворотом колеи нужно заранее пога­сить скорость. Если вы не успеете это сделать, сила инерции массы автомобиля выбросит вас из колеи.

Заболоченные участки.

По технике преодо­ления напоминает преодоление грязных подъе­мов. Главное - чтобы автомобиль имел инерцию. Останавливаться ни в коем случае нельзя. Про­буксовки должно быть минимум.

Как выполнять разгон на заболоченном участ­ке дороги? Надо делать, так называемый, разгон "на сброс газа". Вы нажимаете на газ, и колеса начинают немножко подбуксовывать. Но скоро­сти автомобиль не прибавляет. Тут резко отпус­тите педаль газа, и когда обороты немножко упа­дут колеса зацепятся, и в этот момент, когда ко­леса - вы почувствовали - зацепились, дайте опять порцию газа... И так несколько раз.

На жидкой грязи разгоняться надо, как на льду. Нажали чуть-чуть на газ. Пошло чуть вперед. Ес­ли нажмете много - будет пробуксовка, машина остановится. Чуть сбросьте газ. почувствовали, что автомобиль цепляется за дорогу, - чуть до­бавьте. Если автомобиль на малом газу разгоня­ется - не прибавляйте газа. Многие совершают ошибку: когда автомобиль останавливается и не хочет ехать - рефлекторно нажимается педаль газа. После чего колеса совершают пробуксовку, и поступательное движение прекращается. И все - вы в грязи по уши и по брюхо.

Теперь как выехать из ямы. Когда опытный водитель, скажем, гонщик, попадает туда, откуда так сразу не выехать, он начинает раскачивать машину: отпустил сцепление, выжал - и так не­сколько раз. Тут важно уловить момент, когда об­ ратного движения массы машины окажется дос­таточно, чтобы выехать из ямы. Но хороший во­дитель не только ощущает обратную инерцию машины, но еще чувствует, как она раскачивает­ся: с задней оси на переднюю и наоборот. И вот тут важно знать, какие колеса у вас ведущие. Ес­ли задние - то надо повторно отпустить сцепле­ние тогда, когда вес машины сядет на задние ко­леса. Если же автомобиль ваш переднеприводной - тогда, когда загруженной окажется перед­няя ось.

Песок по технике прохождения напоминает снежную целину. Разгон - на сброс газа. Самое главное - набрать ход и поддерживать движение. Здесь надо помнить о воднолыжнике, который, пока имеет ход, - стоит на волне, а когда ход те­ряет - погружается в воду. Нельзя совсем бро­сить газ - утонете, и нельзя дать слишком силь­ный газ - утонете. Надо выбрать некий компро­мисс. Если песок ожидает вас после хорошей до­роги, то заранее переключитесь на пониженную передачу. На песке важно иметь тягу.

Брод.

На переднем приводе не бросайся в ре­ку - утонешь. Двигатель, как правило, поперек капота, все четыре свечи перед вами, электрони­ка мощная - все зальет, и кукуй потом. В этом от­ношении классический автомобиль, когда двига­тель стоит вдоль капота, предпочтительнее, по­скольку не все свечи сразу оказываются в воде, распределитель стоит высоко, а электроники нет вообще.

Специалисты глубоких бродов, если вода вы­ше колес вашего автомобиля, советуют преодо­левать его ...задом наперед. В таком случае ваш автомобиль уподобится глиссеру: за автомоби­лем образуется воронка, и он несколько подни­мает над водой ту часть, которой движется впе­ред. Бывает, что и стекло уже под водой, а авто­мобиль идет. Единственное, нужно газ держать побольше, чтобы вода в глушитель не зашла.

Полезно перед пересечением речки выйти, за­катать брюки и походить по броду пешком. Луч­ше поймешь, что же будет под колесами. Пройти лучше по траектории движения каждого колеса, посмотреть, какая там глубина. И главное, чтобы в подводной части дороги не было поворота. Брод все же лучше преодолевать прямо. Ехать по броду надо на постоянной тяге и с постоянной скоростью.

Владельцам переднеприводных "восьмерок" и "девяток" полезно приобрести жидкость WD-40. Ею нужно обрызгать все провода, чтобы они не замыкались водой при прохождении бродов. Но можно обойтись и без нее. Одна девушка брала обычную резиновую перчатку, в которой обычно мыла посуду, и надевала ее на распределитель. Помогало! Другая дама использовала в качестве названной выше специальной жидкости лак для волос... Наверное, и лак для ногтей тоже подой­дет. Нет, подручные средства - это все-таки от­дельная тема для разговора!