Главная
Город: Москва

8 (495) 255 2040

с 09:00 до 21:00


 

Тренажерная подготовка

21 августа, ежедневно с 18 до 21:30 (Сиреневый бульвар, 4)

 

Защитное вождение

19 августа, с 10:00 (Сиреневый бульвар, 4)

 

Безопасная парковка

август (г.Дзержинский, 4км от МКАД)

 

Активная безопасность водителя

07 августа (г.Дзержинский, 4км от МКАД)

Помните, что перед автодромной практикой необходимо завершить курс Начальная контраварийная подготовка!!!

 

Для журнала "Банковское дело"

В 1994 г. на выставке в г.Вашингтоне (США) "Передовые технологии из России" Российская государственная академия физической культуры представляла технологии управления автомобилем в критических ситуациях. Эта была единственная педагогическая продукция среди сотен экспонатов ВПК и новых технических разработок российских ученых и практиков.

Мы, честно говоря, очень рассчитывали, что спецслужбы США и Пентагона заинтересуются нашими разработками, так как транспортная аварийность – это большая "головная боль" не только для нашей страны, но и для самых развитых в автомобильном плане стран. Поэтому мы не ожидали такой явно негативной первой реакции. Нам говорили: "Вы что хотите научить американцев управлять автомобилем? А знаете ли Вы, что любой американский ребенок уже с четырех лет знает и понимает автомобиль?". В ответ мы говорили, что не собираемся учить американцев тому, что они уверенно делают и без нас. Мы хотели бы передать тем, кто в этом нуждается ,знания управления автомобилем в экстремальных условиях. К нам эти знания пришли после двадцатилетней работы с авто и мотогонщиками высшей квалификации, после многолетней работы с сотрудниками спецслужб и лучшими профессиональными водителями всех категорий транспортных средств. А, кроме того, наша страна может считаться уникальным полигоном для изучения экстремальных условий движения и непредсказуемого поведения водителей. 

Мы говорили скептически настроенным американцам: "Понимаете ли Вы, что если на скоростной дороге появится участок льда, то большинство американских водителей отправится в реанимацию потому, что в их арсенале нет таких приемов, с помощью которых они смогут защитить себя и окружающих. На такое замечание последовал такой же категоричный ответ. "У нас (в Америке) не могут быть такие ситуации. Если на дороге возникнут экстремальные условия, то все водители будут оповещены, движение будет остановлено, никто не пострадает". Только в конце трехдневной дискуссии "лед тронулся" и даже самые непреодолимые скептики признали, что нельзя полностью рассчитывать на дорожную систему безопасности, а лучшей гарантией безопасности может быть профессиональное мастерство водителя. 

Во всех развитых странах любой желающий водитель может получить необходимый уровень подготовки в частных или муниципальных центрах водительского мастерства. Для профессиональных водителей программы подготовки предусматривают и элементы контраварийной подготовки, и тестирование базовых навыков, и стажировку на конкретных типах транспортных средств. Для любителей скоростной езды практически на всех трассах, где проводятся гонки "Формула 1" функционируют спортивные школы, где специалисты спортивных технологий и именитые гонщики преподают секреты высшего водительского мастерства. 

В России такой центр создан в 1975 г. на базе кафедры автомотоспорта Российской государственной академии физической культуры. В начале он занимался только мастерством автогонщиков высшей квалификации. За 20 лет работы он подготовил более 30 мастеров спорта международного класса. Среди них выдающиеся звезды автоспорта: II -кратный Чемпион СССР Владимир Гольцов, многократный Чемпион СССР Николай Больших, Чемпион Европы 1995 г. по ралли Евгений Васин, обладатель Кубка мира 1997 г. по ралли-рейдам Михаил Нарышкин, Чемпион мира по мотогонкам на льду Владимир Любич. 

С 1976 г. передовые технологии обучения, разработанные в Центре были использованы для подготовки сотрудников спецслужб. 

Первый эксперимент был проведен в системе МВД. Почему эксперимент, а не обычная подготовка? Потому что была собрана группа водителей, в которой 4 были хорошими, 4 слабыми и 4 типичные "аварийщики" (2-3 аварии ежегодно). Результаты эксперимента были впечатляющими. "Аварийщики" перестали попадать в аварии, слабые стали очень сильными (один из них впоследствии стал персональным водителем Министра внутренних дел), а хорошие стали автогонщиками. После подготовки они, не имея спортивной квалификации, стартовали в , Чемпионате г.Москвы по ралли и заняли 1,2,3 и 4 место. Один из них ст.сержант Владимир Ганин стал впоследствии профессиональным спортсменом, победителем и призером международных соревнований, мастером спорта международного класса. Даже сегодня, в возрасте 50 лет он имеет статус действующего призера Чемпионатов России и его не могут обогнать многие молодые спортсмены на более современных и более мощных полноприводных автомобилях. 

С 1979 г. технологии Центра внедрялись в системе КГБ при подготовке водителей членов Политбюро и мотоциклистов Почетного эскорта. Особое внимание было уделено активным контраварийным действиям, приемам по стабилизации автомобиля и мотоцикла при потере устойчивости и управляемости. Была разработана система упражнений для преодоления сноса, заноса, бокового скольжения и вращения, а также формирования психологической устойчивости при стрессе. Так например, мотоциклисты изучали прием "сальто вперед в группировке" при лобовом ударе о препятствие и "управляемое скольжение" при падении с мотоцикла. Для отработки последнего упражнения за правительственный ЗИЛ привязывались детские санки, выполнялся разгон до скорости 120 км/час, а затем мотоциклист выпрыгивал на обледенелую дорогу и выполнял учебные упражнения очень похожие на те, которые парашютист выполняет в свободном полете. Впоследствии навыки полученные в ходе подготовки позволили многим водителям избежать тяжелых аварий и выполнять свои служебные обязанности в экстремальных условиях и критических ситуациях. 

С 1980 по 1990 г.г. разработанные методики прошли апробацию и внедрение во многих министерствах и ведомствах: Минздраве, Минавтопроме, Минтяжстрое, Минавтотранссах РФ и Украины. Были созданы частные методики для водителей легковых и грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов, транспортных средств специального назначения. Массовое внедрение было проведено при подготовке 6 тыс. водителей автобусов, обслуживающих Олимпиаду в Москве, Игры Доброй воли, Спартакиады школьников.

В 1991 г. методика была предложена Министерству обороны и было проведено 2 этапа внедрения. 

На первом этапе в г.Москве было проведено за 6 дней обучение курсантов рязанского военного училища, имеющих нулевую начальную подготовку ("Упражнение трогание – остановка") на автомобилях КАМАЗ. В заключение было проведено учебное соревнование между курсантами и профессиональными инструкторами, которые доставили их в Москву на обучение. Соревнования проводились на льду. Результат был фантастический. Курсанты победили своих инструкторов (!), хотя те имели водительский стаж от 10 лет и больше. 

На втором этапе, проведенном на танкодроме в г.Львове 300 офицеров и 30 генералов в ГЛАВТУ знакомились с результатами 12-дневной подготовки 24 рядовых, которые на автомобилях ГАЗ 69 и КАМАЗ демонстрировали приемы высшего мастерства. У построенных в шеренгу участников подготовки офицеры проверяли военные билеты, т.к. думали, что это подставные мастера спорта, привезенные из Москвы. Опытные офицеры-автомобилисты не могли поверить, что за такое короткое время можно достичь таких результатов. Это не удивительно потому, что обучение армейского водителя до сих пор напоминает учебу тридцатых годов. Ползанье на минимальной скорости по учебным препятствиям армейских автодромов ставит молодых ребят в тупик перед интенсивным городским движением и скоростным режимом автомагистралей. 

Сегодня разработанные Центром методики признаны не только в России, но и за рубежом. Все ведущие инофирмы, работающие на территории России проводят здесь подготовку своих сотрудников. К ним относятся Philip Morris, Ppepsi International, Shell Russia, Zeneka, Jntel и др. 

В последние годы многие ведущие банки России провели переподготовку своих сотрудников в Центре высшего водительского мастерства (ЦБ России, Инкомбанк, Тико банк, Промстройбанк, Менатеп, Сбербанк РФ и др.). 

Следует отметить, что по результатам предварительного тестирования большая часть профессиональных водителей, работающих в банках, не обладает высокой степенью надежности при управлении автомобилем в критических ситуациях, за исключением тех случаев, когда водители перешли на эту работу из системы слецслужб. Очень жаль, что некоторые "первые лица" подбирают себе водителей не по признаку профессионализма, а по личной симпатии, и даже рекомендации руководителей службы безопасности не могут повлиять на их выбор. Многие водители первых лиц имея многолетний опыт безаварийной работы и хороший ситуационный прогноз через какое-то время относительно спокойного вождения утрачивают навыки взрывных действий так необходимые сегодня для преодоления неожиданных ситуаций, связанных с ошибками других водителей или грубыми нарушениями ПДД. Даже хороший профессионал без систематической подготовки утрачивает высокую степень надежности и готовности к экстремальным условиям. 

В тех случаях, когда охрану первого лица выполняет автомобиль сопровождения (по терминологии спецслужб "хвост") очень важным становится слаженность пары и узкая специализация каждого водителя. Во многих ситуациях аварийность при сопровождении связана с действиями лидера, который, сам того не желая, создает для автомобиля сопровождения постоянные трудности и необходимость действий в зоне риска. 

У водителя-лидера нужно сформировать "чувство хвоста" – ощущения постоянного контакта с автомобилем сопровождения, подкрепляемое зрительным контактом через зеркала заднего вида. Формирование такого чувства в транспортных потоках и условиях скоростного движения чревато возможностями ДТП ("свой-своего") и оттачивается в учебных упражнениях на автодроме. 

Особое внимание службы безопасности банков уделяют подбору и подготовке водителей-инкассаторов, управляющих бронеавтомобилями. Значительная масса, недостаточный обзор, высокорасположенный центр тяжести, ограниченная тормозная динамика снижают безопасность таких автомобилей при выполнении экстренных маневров, особенно в условиях низкого коэффициента сцепления. Поэтому при подборе кадров учитываются безаварийный опыт водителей, их способность к оперативному прогнозу критических ситуаций, психологическая устойчивость к стрессу, знания тактических приемов, позволяющие осуществлять безостановочное движение по отработанным маршрутам. Повышенную опасность представляют скрытобронированные автомобили, переделанные из серийных полноприводных автомобилей американского или японского производства. 

Установка бронекокона без замены элементов ходовой части (пружины, рессоры, амортизаторы) и усиления основных узлов и агрегатов делают автомобиль потенциально опасным при прохождении поворотов, движении по неровностям и, особенно, при экстренных маневрах. Многие банки и коммерческие структуры, использующие такие автомобили преодолевали последствия ДТП, связанные с опрокидыванием автомобилей в стандартных (некритических) ситуациях. 

Учитывая конструктивные особенности бронеавтомобилей и специфику их использования, следует отметить необходимость профессиональной подготовки водителей особенно для зимних условий. В связи с тем, что даже авторитетные банки ограничены возможностями выделения бронеавтомобилей для обучения, такую подготовку реально проводить на грузовых автомобилях. 

В 1977 г. мы проводили демонстрацию приемов высшего мастерства на территории Центра по подготовке охранников одного из ЧОПов. Слушателями был задан вопрос: "Возможно ли выполнение "полицейского разворота" задним ходом на бронеавтомобиле". Мы имели многолетний опыт подготовки водителей легковых бронеавтомобилей и поэтому согласились провести показ приема на сухом асфальте в узком проезде. Исполнял прием преподаватель Центра мастер спорта международного класса, для которого выполнение не составило никаких сложностей. Он выполнил стандартные действия после разгона и сразу после начала маневра Джип ("Джими") плавно упал на бок. Просмотр видеозаписи не обнаружил никаких ошибок исполнителя, хотя анализ проводился очень тщательно и пофазно. Стоимость ремонта составила 24000 ам.долларов, т.к. бронекокон получил деформацию и пришлось срезать крышу, чтобы вынуть его из автомобиля. Причина аварии выяснилась в ходе ремонта. На Джипе была серийная подвеска, которая полностью сработала при глубоком крене автомобиля, хотя покрышки были накачаны до 7 атм. перед выполнением упражнения. Аналогичное явление произошло во время широко известного случая при испытаниях Мерседеса класса "А", который имел слишком мягкую подвеску для экстренных маневров. На этой аварии концерн потерял миллионы долларов и, самое главное, имедж перспективной модели переднеприводного автомобиля. 

Резюмируя следует отметить, что каждый тип автомобиля и все технические усовершенствования которыми он обладает требуют индивидуального подхода и знаний всех конструктивных особенностей. Водитель, управляя современным автомобилем имеющим автоматическую КПП, антиблокировочную и антипробуксовочную системы, гидроусилитель руля и др.опции должен четко понимать все плюсы и минусы этих систем. Прежде всего нужно помнить о том, что чем больше устройств помогающих водителю избежать ошибки, тем меньше шансов преодолеть критические ситуации из-за того, что этот автомобиль не предназначен для экстремального вождения. 

Преподаватели Центра шутят, что "самый лучший "инвалидный" автомобиль – это Мерседес 600". В этой шутке есть доля правды, т.к. все технические устройства в определенной форме ограничивают активные действия водителя. 

Опыт работы с ведущими банками России показывает, что главным условием обеспечения безопасности на дорогах должна стать профессиональная подготовка водителей.